Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
19-04-2024, 13:01:32
684125 Сообщений в 14297 Тем от 22238 Пользователей
Последний пользователь: ErnestoErype
Google Искать через Google на этом сайте animedk.net
Украинский Кадетт Клуб  |  Главная  |  Общение  |  Юридический раздел  |  Права граждан 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1]
Автор Тема: Права граждан  (Прочитано 15221 раз)
Александр Слав Автор темы


Карма: +52/-0
Сообщений: 2781

Пол: Мужской
Возраст: 51
Из: Ukraine , Славянск Донецкой

Регистрация: 11.08.2009


Активность за 30 дней
0%
Offline Offline

« : 15-10-2010, 09:23:42 »

   Меры принуждения, применяемые органами внутренних дел Украины, ограничивающие права граждан на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилья и собственности, на тайну личной жизни, тайну почтовых отправлений

Гражданам Украины гарантируется право личной неприкосновенности (ст. 29 Конституции Украины) и неприкосновенности жилища (ст. 30 Конституции Украины), тайна почтовой переписки (ст. 31 Конституции Украины), охрана от вмешательства в личную и семейную жизнь, а также тайны личной и семейной жизни (ст. 32 Конституции Украины), свобода распоряжения собственностью (ст. 41 Конституции Украины). Конституцией и законами Украины предусмотрены случаи возможного ограничения перечисленных прав с целью пресечения, раскрытия и расследования преступлений, спасения жизни людей и имущества, обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан. К мерам принуждения, ограничивающим права граждан на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилья и собственности, на тайну личной жизни, тайну почтовых отправлений относятся проверка документов, личный досмотр и досмотр вещей, документов, транспортных средств, личный обыск и обыск вещей и помещений, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства, видео-, кино-, фото-, звукозапись, прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовой и телеграфной корреспонденции граждан, вхождение в жилые помещения и на территорию земельных участков, требование о предоставлении информации о гражданах.

а) Проверка документов.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Украины “О милиции” работники милиции могут проверить документы, удостоверяющие личность, у лиц, подозреваемых в совершении правонарушений (преступлений, административных проступков). Подозрение в совершении преступления должно быть обоснованным, то есть строиться на объективных данных, а не на предположениях. Лицо можно считать обоснованно подозреваемым в совершении правонарушения в следующих случаях: когда его застали при совершении правонарушения или непосредственно после него; когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее правонарушение; когда на лице, его одежде, у него или в его жилище будут выявлены явные следы правонарушения. Беспричинное требование у граждан предъявить на проверку документы, удостоверяющие личность, является нарушение права на неприкосновенность, вторжением в личную жизнь человека, нарушением презумпции добропорядочности и невиновности граждан. На граждан Украине не возложена обязанность постоянно иметь при себе документы, удостоверяющие их личность. Не предусмотрены и ответственность за отсутствие документов либо непредъявление их на проверку. Поэтому отсутствие документов не может служить самостоятельным основанием для применения иных мер принуждения (доставление, административное задержание, задержание в административном порядке и других). Применение более строгих мер возможно только при совокупности условий. Например, совершение лицом административного правонарушения и одновременно отсутствие у него документов удостоверяющих личность являются основаниями для доставления лица, а при наличии условий, рассмотренных в разделе “Административное задержание”, для применения административного задержания.

Кроме проверки документов, удостоверяющих личность, работники милиции вправе проверить документы, необходимые для выяснения вопросов относительно соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на милицию (п. 2 ст. 11 Закона Украины “О милиции”). К таким правилам относятся правила разрешительной системы, административного надзора, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Данная мера является предупредительной мерой, и не связана с совершением лицом правонарушения. Работник милиции, реализуя возложенные на него надзорные функции, вправе проверить документы на право владения оружием, специальными средствами индивидуальной обороны, документы, подтверждающие принадлежность и техническое состояние транспортных средств, и другие.

При обращении к гражданину, в том числе и с требованием предъявить документы, работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание, должность и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Ограничивая гражданина в правах, работник милиции обязан дать разъяснения по этому поводу.

б) Личный досмотр и досмотр вещей, документов, транспортных средств.

Работники милиции могут проводить личный досмотр, досмотр вещей, документов и транспортных средств (п. 6 ст. 11 Закона Украины “О милиции”). Такая мера применяется в отношении лиц, подвергающихся приводу, доставлению, задержанию (любого вида). Досмотр проводится с целю обеспечить безопасность как работников милиции, так и иных лиц, а также для сбора доказательств.

Личный досмотр лиц, совершивших административные проступки, производиться работником органов внутренних дел одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, документов и транспортных средств осуществляется, как правило, в присутствии лица в собственности (владении) которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствии собственника (владельца). О личном досмотре, досмотре вещей, документов и транспортных средств лиц, совершивших административные проступки, составляется протокол либо об этом делается соответствующая запись в протоколе об административных правонарушениях или в протоколе об административном задержании (ст. 265 КоАП Украины).

Пункт 14 ст. 11 Закона Украины “О милиции” устанавливает, что в случаях, предусмотренных законодательством Украины, работники милиции в качестве предупредительной меры могут производить личный досмотр, досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта с целью обеспечение безопасности перевозок. Анализ действующего законодательства Украины позволяет установить, что таким правом работники милиции обладают только в отношении пассажиров и экипажа воздушного транспорта.

Процедура досмотра осуществляется в соответствии с Временными правилами контроля с целью обеспечения безопасности гражданской авиации, утвержденными Постановлением Кабинетом Министров Украины № 592 от 02.02.1995 г. Личный досмотр пассажиров и членов экипажа проводится в рамках, достаточных для выявления оружия и запрещенных к перевозке предметов и веществ, и осуществляется лишь работником одного пола с пассажиром или членом экипажа, проходящего контроль. Досмотр ручной клади, багажа, и личный досмотр пассажиров осуществляется в специально оборудованных помещениях после регистрации билетов.

Пассажиры и члены экипажа воздушного судна, уклоняющиеся от досмотра, до контрольной зоны не допускаются. К ним не могу применяться иные меры принуждения.

Если пассажир был необоснованно задержан во время прохождения досмотра, он должен быть отправлен следующим рейсом, либо, по желанию пассажира, ему возвращается стоимость билета.

Право работников органов внутренних дел на осуществление досмотра в качестве предупредительной меры пассажиров иных видов транспорта законодательством не предусмотрено.

Осмотр транспортных средств возможен на тех же основаниях, что и остановка транспортных средств работниками ОВД – в случаях нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, свидетельствующих о неисправности транспортных средств или загрязнения ими окружающей природной среды, а также при наличии данных о том, что он используется в противоправных целях. При этом признаки, свидетельствующие о неисправности транспортных средств, должны быть явными.

При осмотре транспортного средства у водителей могут быть проверены документы на право управления и пользования транспортным средством, путевые листы, и соответствие перевозимых грузов товарно-транспортным документам.

Технический осмотр транспортных средств возможен только на специально оборудованных площадках.

Запрещена остановка и осмотр транспортных средств в иных случаях.

в) Личный обыск, обыск вещей и помещений.

В отличие от досмотра, личный обыск, обыск вещей и помещений может производиться работниками органов внутренних дел только в случаях расследования преступлений на основании и в порядке, установленных УПК Украины. В любом случае гражданин должен быть уведомлен какая мера принуждения (досмотр или обыск) и на каких основаниях применяется. Процедура обыска более детально регламентирована, чем процедура досмотра. УПК установлены процессуальные гарантии прав и свобод граждан, подвергающихся обыску. К таким гарантиям относятся: необходимость получения санкции у прокурора или в суде; процессуальное оформление (постановление, протокол, понятые). Более подробно данная мера будет рассмотрена далее.

г) Изъятие, выемка вещей и документов.

Согласно пункта 23 ст. 11 Закона “О милиции” работники милиции имеют право принудительно изымать предметы, запрещенные или ограниченные в обороте (документы, находящиеся на государственном учете как памятники истории или культуры, документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, документы, предоставляющие право на приобретение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров и некоторые другие), а также документы с признаками подделки (как личные, так и выдаваемые предприятиями, учреждениями, организациями).

В других случаях документы предприятия могут быть истребованы органами милиции путем направления (по почте, нарочным или иным способом) письменных запросов на имя руководителя предприятия.

Руководитель соответствующего специального подразделения УМВД по борьбе с организованной преступностью руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 ст. 12 Закона “Об организационно-правовых основах борьбы организованной преступностью” для осуществления мер по борьбе с организованной преступностью имеет право истребовать документы банковских, финансовых, кредитных, таможенных и других предприятий, независимо от формы собственности, о счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических соглашениях юридических и физических лиц. Документы востребуются по письменному требованию указанного должностного лица. Документы (а равно другая информация) должны быть предоставлены немедленно, а если это невозможно — не позднее 10 суток.

Сотрудник соответствующего специального подразделения УМВД по борьбе с организованной преступностью при получении фактических данных об организованной преступной деятельности для их проверки, руководствуясь подпунктом “д” пункта 2 ст. 12 Закона “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” имеет право истребовать любые документы предприятия. Порядок истребования законом не установлен. Документ (а равно иная информация) должны быть представлены немедленно или не позднее 10 суток.

Руководители подразделений милиции, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то есть подразделений уголовной милиции, специальной милиции, специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, оперативно-розыскных подразделений ГАИ, оперативно-режимных подразделений мест лишения свободы, руководствуются ст. ст. 1, 5, 8 Закона “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” для поиска и фиксации фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц или групп, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций в целях прекращения правонарушений, в интересах уголовного судопроизводства, получения информации в интересах безопасности общества и государства.

Начальник органа дознания милиции, следователь милиции, руководствуясь ст. 97 УПК Украины при необходимости принятия решения о возбуждении уголовного дела или о направлении заявления (сообщения) по принадлежности, имеет право истребовать документы, необходимые для проверки заявления или сообщения о преступлении (доследственной проверки). Законом подразумевается, что документы могут быть истребованы как на основании письменного запроса, так и на основании устного, в том числе и по телефону. В сложившейся практике по устному запросу представляются документы, не представляющие большой важности, (например: характеристик на работника, справки о стоимости какого-либо предмета и т. п.).

Начальник органа дознания милиции, следователи милиции, руководствуясь п. 17 ст. 11 Закона “О милиции”, в чьем производстве находится уголовные дела по факту совершенных преступлений, имеют право истребовать документы, содержащие сведения (в том числе, составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые по делу.

Нормы права, изложенные в п.п. 7 и 24 ст. 11 Закона “О милиции”, носят общий характер, поскольку ст. 11 указанного закона регламентирует права милиции в целом, а не конкретных должностных лиц, предоставляет право милиции составлять протоколы об изъятии документов, истребовать и при необходимости изымать документы.

г) Изъятие предметов и документов при расследовании уголовного дела.

При обыске:

Следователь милиции — на основании вынесенного им постановления с санкции прокурора или его заместителя (в случаях, не требующих отлагательства — при угрозе уничтожения, сокрытия или утраты документов и т. п. – обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске и его результатах), работники органов дознания милиции, подразделений уголовного розыска, службы борьбы с экономическими преступлениями, органы обеспечения общественного порядка — на основании постановлений, вынесенных или утвержденных начальниками указанных выше подразделений, на основании постановлений следователей милиции, СБУ, прокуратуры, по поручению этих следователей -— в обоих случаях с санкции прокурора или его заместителя (в случаях, не требующих отлагательства, — без санкции), руководствуясь ст. ст. 67, 78, 83, 101. 102, 127, 177, 180. 181. 183, 184, 185, 186, 188, 189 УПК Украины при совершении преступления, в связи с чем возбуждено уголовное дело, при наличии у следователя (органа дознания, прокуратуры) достаточных оснований полагать, что документы, имеющие значение для установления истины по делу, скрыты в определенном помещении или месте либо у какого-нибудь лица, имеют право: на принудительное изъятие любых предметов, которые являлись орудиями совершения преступления, сохранили на себе следы преступления, были объектом преступных действий, а также деньги, ценные бумаги и другие ценности, нажитые преступным путём, документы, которые могут быть средством для раскрытия преступления, изобличения виновных лиц, для опровержения обвинения, смягчения ответственности.

Факт того, имеют ли документы, предметы значение для дела, оцениваются органами дознания, следователем по их внутреннему убеждению, основанному на правосознании.

Документы, предметы, изъятые законом из обращения, подлежат изъятию при обыске независимо от их отношения к делу.

д) Порядок изъятия документов, предметов при обыске.

Обыск кроме неотложных случаев производится в дневное время. Обыск производится в присутствии понятых — лиц, не заинтересованных в деле. Понятыми не могут быть потерпевший, родственники подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, работники органов дознания и предварительного следствия. Обыск в помещениях, занимаемых предприятиями, производится в присутствии их представителей. Обвиняемым, понятым и представителям разъясняется их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол.

Перед обыском лицам, занимающим помещение, или представителю предприятия предъявляется постановление о производстве обыска и предлагается выдать указанные в постановлении документы или вещи. Если исчерпывающий перечень документов или вещей не выдан, производится обыск.

При обыске следователь вправе раскрывать запертые помещения хранилища, если владелец отказывается их открывать. При этом следователь должен избегать не вызванных необходимостью повреждений дверей, замков и других предметов.

Следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении во время обыска, а также лицам, которые во время обыска вошли в это помещение, выходить из него, общаться друг с другом или с другими лицами, в том числе по телефону или иным техническим средствам связи до окончания обыска.

В необходимых случаях следователь для участия в производстве обыска вправе привлекать работников органов внутренних дел (например, подразделения “Беркут” и др.) и соответствующих специалистов (скажем, бухгалтеров, криминалистов и т. д.). Во время производства обыска в помещении следователь вправе произвести личный обыск любого лица при наличии достаточных оснований полагать, что, находясь в помещении или ином месте, в котором производится обыск, оно скрывает при себе документы, а также предметы (например, ключи от сейфов, в которых находятся документы, имеющие значение для дела).

Обыск лица может производиться только лицом одного с обыскиваемым пола в присутствии понятых того же пола.

Все документы и вещи, которые подлежат изъятию, следователь должен предъявить понятым и другим присутствующим, перечислить в протоколе обыска или прилагаемой описи с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков, а в необходимых случаях — упаковать и опечатать.

В протоколе обыска, который составляется в двух экземплярах, должны быть, указаны основания для обыска, помещение (место), в котором был проведен обыск, лицо, у которого производился обыск, действия следователя и результаты обыска. В отношении каждого документа или предмета должно быть указано, в каком именно месте и при каких обстоятельствах он был обнаружен. В протокол заносятся заявления и замечания присутствующих, сделанные по поводу тех или иных действии следователя. Оба экземпляра протокола и описи изъятых документов и предметов подписываются следователем, понятыми и другими присутствующими. Второй экземпляр протокола обыска и описи вручаются представителю предприятия, лицу, у которого производился обыск. Произвести обыск можно только в тех помещениях, которые прямо указаны в постановлении о производстве обыска.

При выемке:

Следователь милиции на основании вынесенного им постановления, работники органа дознания милиции — на основании постановлений, вынесенных или утвержденных начальниками подразделений, являющихся органами дознание, — на основании постановлений следователей милиции, СБУ, прокуратуры, по поручению этих следователей, а также на основании постановлений, вынесенных прокурорами, — руководствуясь ст.ст 67, 78, 83, 101, 102, 127, 178, 180, 181, 183, 184, 185, 186, 188, 189 УПК Украины,—после возбуждения уголовного дела по факту совершения уголовного преступления (а также если следователь располагает точными данными, что документы и вещи, имеющие значение для дела, находятся в определенном месте или у определенного лица) производится выемка.

Порядок выемки такой же, как и при обыске. При наличии указанных выше оснований, в ходе выемки также может производиться личный обыск.

е) Изъятие предметов и документов при осуществлении производства по делам об административных проступках.

Должностные лица органов внутренних дел, специально уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст. 251, 255, 256, 260, 262, 264, 265 КоАП Украины, имеют право на принудительное изъятие вещей и документов при совершении административного проступка, по делам подведомственным органам внутренних дел.

Могут быть изъяты предметы и документы, которые содержат сведения о наличии или отсутствии состава административного проступка, виновности лица в его совершении, об иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, в том числе документы, вещи, являющиеся средством или непосредственным объектом правонарушения.

Порядок изъятия документов, предметов у лиц, совершивших административные проступки

Документы, предметы могут быть изъяты при задержании, личном досмотре или досмотре вещей правонарушителя, но не при каких других обстоятельствах, а лишь с целью своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном проступке.

Об изъятии документов, предметов составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном проступке, в протоколе досмотра вещей или в протоколе об административном задержании. Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административный проступок, при наличии свидетелей и потерпевших может быть подписан также и ими. Лицо, совершившее административный проступок, вправе давать пояснения и делать замечания по поводу содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы отказа от подписания протокола, если такой отказ имел место.

Изъятие документов, предметов производится в присутствии их собственника (владельца), а в неотложных случаях, при отсутствии собственника (владельца) – в присутствии двух понятых. Если изъятие документов, предметов (вещей) производится при личном осмотре лица, у которого они находятся, присутствие двух понятых является обязательным.

ж) Изъятие документов, предметов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (до возбуждения уголовного дела).

В случае, если уголовное дело возбуждено, документы, предметы подлежат изъятию в порядке производства обыска или выемки.

До возбуждения уголовного дела должностные лица Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, управлений, отделов и отделений по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД Автономной Республики Крым, главного управления МВД г. Киева, главных управлений и управлений МВД областей, г. Севастополя и других городов, соответствующих органов МВД на транспорте — руководствуясь ст.ст. 1, 6, 9, 12 Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, осуществляя меры по борьбе с организованной преступностью, могут вести поиск и изымать документы, предметы, находящиеся в собственности граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Порядок изъятия документов, предметов.

Документы, предметы могут быть изъяты по постановлению и с санкции соответствующего прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а в неотложных случаях с последующим уведомлением прокурора в течение суток, в случае угрозы уничтожения, сокрытия или утраты документов, предметов.

При этом составляется соответствующий акт, копия которого вручается представителю предприятия, или гражданину, у которого изъяты документы, предметы. Форма акта законом не предусмотрена. Кроме того, в аналогичном порядке указанные должностные лица имеют право на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, накладывать арест на денежные средства и другие ценности физических и юридических лиц.

Должностные лица, производящие обыск, имеют право запретить находящимся в помещении во время обыска или выемки, а также лицам, которые во время обыска или выемки вошли в это помещение, выходить из помещения и общаться друг с другом или с третьими лицами до окончания обыска или выемки. В необходимых случаях для участия в производстве обыска привлекаются соответствующие специалисты.

Предъявление постановлений о производстве обыска или выемки лицам, занимающим помещение или представителям предприятия, гарантирует их право знать, кто и на каких основаниях проводит обыск или выемку. Факт предъявления постановления фиксируется подписью этих лиц с указанием даты.

Если при обыске добровольно выданы не все требуемые предметы или документы, обыск продолжается, если проводящий обыск считает, что есть еще предметы или документы, которые имеют значение для дела и которые необходимо найти. Если все предметы или документы, подлежащие изъятию, выданы добровольно, выемка на этом заканчивается.

Нанесенный при обыске имущественный ущерб, не вызванный необходимостью, должен быть возмещен государством владельцу по его требованию, обращенному непосредственно в орган, производящий обыск и изъятий или через суд.

Лица, находящиеся в помещении, а также вошедшие в помещение во время обыска, могут быть обысканы без вынесения специального постановления только в случае их задержания или заключения под стражу, или при наличии достаточных оснований полагать, что, находясь в помещении или ином месте, в котором производится обыск или выемка, они скрывают при себе предметы или документы, имеющие значение для дела. Обыск лица может производиться только лицами одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых того же пола. Результаты обыска таких лиц фиксируются в протоколе обыска помещения.

Обыск может быть проведен повторно с соблюдением указанной выше процедуры.

Сотрудники милиции обеспечивают охрану места обыска, работники милиции, органов безопасности и специалисты, которые привлекаются к участию в проведении обыска, выполняют указания следователя, производящего обыск.

Выдача и осмотр документов, содержащих данные, которые составляют государственную тайну, производятся с соблюдением правил охраны государственной тайны

Обыск лица производится в соответствии с процедурами, установленными Уголовно-процессуальным кодексом Украины. Основание для производства обыска — когда у следователя имеются достаточные основания полагать, что орудия преступления, предметы, добытые преступным путем, документы, имеющие значение для установления истины по делу, скрыты у какого-нибудь лица.

Обыск производится по постановлению следователя и только с санкции прокурора или его заместителя. В случае, не терпящем отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим обязательным сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске и его результатах.

Достаточные основания производства обыска появляются после показаний свидетеля, потерпевшего, иногда обвиняемого (подозреваемого), об обстоятельствах дела, а также после осмотра места происшествия или получения данных оперативного характера, которыми располагает орган дознания. Лица не вправе отказываться предъявить предметы, документы или их копии, требуемые следователем во время обыска и выемки.

Обыск и выемка, кроме неотложных случаев, должны производиться днем. К неотложным случаям относятся следующие:

а) разыскиваемый преступник в данное ночное время находится в определенном помещении, с целью его задержания;

в) когда основание для обыска возникло внезапно, в связи с только что совершенным преступлением;

в) обыск начался днем, но в связи со сложностью затянулся на часть ночного времени.

Обыск и выемка производится в присутствии двух понятых и лица, которое занимает данное помещение, а при его отсутствии — представителя жилищно-эксплуатационной организации или местного Совета народных депутатов.

В качестве понятых приглашаются лица, не заинтересованные в деле. Понятыми не могут быть потерпевший, родственники подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, работники органов дознания и предварительного следствия.

Во время обыска, по возможности, должно быть обеспечено присутствие обыскиваемого или совершеннолетнего члена его семьи, при необходимости также и потерпевшего.

Обыскиваемому лицу, понятым и соответствующим лицам должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий. Эти заявления подлежат занесению в протокол.

Участвующим в обыске лицам, не владеющим языком ведения следственных документов, обеспечивается право давать показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Отвод, заявленный переводчику, разрешается следователем.

Следователь разъясняет переводчику его обязанности и предупреждает об уголовной ответственности за отказ выполнять обязанности переводчика, а также за заведомо неправильный перевод, о чем берет от него подписку.

з) Задержание транспортных средств, изъятие документов и номерных знаков.

В соответствии со ст. 265 КоАП Украины, при совершении водителем или судоводителем административного проступка, связанного с нарушением правил безопасности движения, работники милиции могут изъять удостоверение водителя (талон к нему, свидетельство, диплом) на срок до вынесения постановления по делу и уплаты нарушителем штрафа, что фиксируется в талоне к удостоверению водителя, который возвращается водителю, или выдается временное разрешение на право управления транспортным средством, речным или маломерным судном.

У водителя может быть изъято транспортное, речное или маломерное судно:
При отсутствии у правонарушителя при совершении административного проступка удостоверения водителя или талона к нему;
При уклонении водителя от уплаты штрафа.

Транспортное средство транспортируется на специальную площадку. Об изъятии транспортного средства производится запись в протоколе об административном проступке.

При совершении административных проступков, предусмотренных ст. 81 (в отношении нарушений, связанных с использованием автомототранспортных средств), ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 121 (нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами), ст. 1211 (эксплуатация водителями транспортных средств, номера агрегатов которых не соответствуют записям в регистрационных документах, и подделка номеров агрегатов транспортных средств), ст. 1223 (препятствование проведению осмотра транспортных средств), ст. 126 (управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления, или водителями, не имеющими при себе либо не предъявившими для проверки соответствующих документов), ч. ч. 1, 2 ст. 130 (управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии опьянения), ч. 2 ст. 132 (уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения), ч. 4 ст. 133 (самовольное использование транспортных средств, машин либо механизмов или хранение транспортных средств в неустановленных местах) КоАП Украины, работники милиции изымают номерные знаки транспортного средства или задерживает транспортное средство, и доставляют его для временного хранения на специальной площадке, либо стоянке до устранения нарушения. В случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 1222 КоАП Украины (невыполнение водителями требований об остановке, оставление места дорожно-транспортного происшествия), а равно в нарушение правил остановки и стоянки – до оформления соответствующих документов о правонарушении. При этом делается соответствующая запись в протокол об административном проступке и (или) об осмотре транспортного средства.

и) Кино-, фото-, звукозапись, прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовой и телеграфной корреспонденции граждан

Кино-, видео-, звукозапись, фотографирование может применяться как гласно (открыто), так и негласно. Гласно данные меры применяются в совокупности с уголовно-процессуальными действиями с целью их фиксации и в дальнейшем используются в качестве доказательств по уголовному делу. Основание и порядок применения кино-, видео-, звукозаписи, фотографирования установлены УПК Украины. Также кино-, видео-, звукозапись-, фотосъемка может применяться как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений (установка видеокамер наблюдения, фотофиксация нарушителей на перекрестке). В качестве предупредительной меры может проводиться фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемка задержанных по подозрению в совершении преступления, взятых под стражу, обвиняемых в совершении преступления, а также подвергнутых административному аресту. Открытое применение кино-, видео-, звукозаписи, фотографирование не требует согласия гражданина на их применение в случаях, когда они используются как способ фиксации уголовно-процессуальных действий. В остальных случаях кино-, видео-, звукозапись и фотографирование не требует согласия граждан и специального разрешения на их проведение, если это не связано с проникновением в жилище граждан, а также вторжением в их личную жизнь. Данные меры могут осуществляться в общественных местах, в местах со специальным режимом (охраняемые объекты, места заключения и т. д.), в отдельных случаях требуется специальное уведомление граждан о том, что в данном месте производится кино-, видео-, звукозапись или фотографирование.

Выемка и просмотр почтовой и телеграфной корреспонденции возможны в ходе предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, если имеются данные о том, что в этих документах содержится информация, имеющая значение для дела. О производстве выемки следователь выносит постановление, а в ходе её составляет протокол выемки в порядке предусмотренном УПК Украины.

Негласное применение кино-, видео-, звукозапись или фотографирования, просмотр почтовой и телеграфной корреспонденции, а также прослушивание телефонных и иных переговоров осуществляется в ходе оперативно-розыскных действий для достижения поставленных перед ОВД задач и в соответствии с Законом Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”. Данные меры проводятся на основе оперативно-розыскного дела. Постановление о заведении оперативно-розыскного дела утверждается начальником органа внутренних дел. В случаях, когда это связано с негласным проникновением в жилище, транспортные средства и земельные участки граждан, а также с негласным снятием информации с каналов связи, применением других технических средств получения информации, а равно контроль телеграфно-почтовых отправлений, они применяются как исключительные меры в случае, если иным способом невозможно добыть фактические данные для обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств, с обязательным получением санкции.

На негласное визуальное наблюдение в жилых помещениях, на снятие информации с каналов связи, применение других технических средств получения информации и контроль телеграфно-почтовых отправлений санкцию дает судья (п. 18 ст.8 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, ст. ст. 30, 31, 32 Конституции Украины).

к) Вхождение в жилые помещения и на территорию земельных участков.

Гарантии неприкосновенности жилища граждан закреплены отдельной статьей Конституции Украины. Не допускается в проникновение в жилище или в иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда. В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, или непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления возможен иной, установленный законом порядок проникновения в жилье граждан, или в иное владение лица, проведение в них осмотра и обыска. К иным законодательным актам, устанавливающим основания и порядок проникновения в жилище граждан, относятся Законы Украины “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, УПК.

Пункт 15 ст. 11 Закона Украины “О милиции” устанавливает, что работники милиции могут беспрепятственно входить в любое время суток на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, угрожающего жизни жильцов, а также при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в жилые помещения лиц, находящихся под административным надзором.

В соответствии с УПК Украины работники милиции могут беспрепятственно входить в жилые помещения, на земельные участки и проникать в транспортные средства граждан с целью производства обыска, выемки, при расследовании уголовного дела, в порядке уголовного судопроизводства. Проникновение в жилище, на земельные участки и в транспортные средства граждан допускается по постановлению следователя и с санкции прокурора или судьи и, как правило, производится в дневное время.




Сопесочники, прошу учесть, что в наши законы постоянно вносятся изменения. И прочитать, не говоря о изучить, все изменения очень тяжело. Но думаю после прочтения будем иметь представление о некоторых вещах.
« Последнее редактирование: 07-11-2010, 23:01:11 от Technolog » Записан

хетчбек 1.3с

"Есть только две беcконечности - вселенная и человеческая глупость. Впрочем я не уверен насчёт вселенной..."
Альберт Эйнштейн
Штирлиц
Добрый штандартенфюрер


Карма: +28/-5
Сообщений: 1586


"Ай да Штирлиц, ай да сукин сын" (с)

Пол: Мужской
Возраст: 44
Из: Ukraine , Днепропетровск (Екатеринослав)

Регистрация: 22.05.2010


Активность за 30 дней
0%
Offline Offline

192975614
« Ответ #1 : 15-10-2010, 09:29:00 »

 Смеятьсякрасиво написано! А на  деле права прямопропорциональны соц статусу и размеру кошелька! Кто выше и богаче - у того больше прав....
Как можно счас говорить об обьективности судей если их назначение и снятие зависит от силовых структур?
У нас счас ни свободы слова ни обьективного судейства ни обеспечения прав граждан согласно конституции не гарантируется, у нас сам гарант - личность весьма забавная....
Записан

Истинный Ариец, характер нордический, с коллегами сдержан, в связях порочащих замечен не был, женат...что вполне меня радует)))
тел: 0665732080
Александр Слав Автор темы


Карма: +52/-0
Сообщений: 2781

Пол: Мужской
Возраст: 51
Из: Ukraine , Славянск Донецкой

Регистрация: 11.08.2009


Активность за 30 дней
0%
Offline Offline

« Ответ #2 : 15-10-2010, 09:50:59 »

ARIETZ79 да у нас и прошлый гарант забавный был. Еще более забавный чем этот. НО обязанности и ПРАВА нужно знать. Когда тебе ГАЕр скажет  - "Вы обязаны", то в ответ - "составляем проткол, понятых туда, а потом буду обязан" . Тоже самое, и при проверки документов и не только автомобильных.  Заметте - в этой статье есть На граждан Украине не возложена обязанность постоянно иметь при себе документы, удостоверяющие их личность. Не предусмотрены и ответственность за отсутствие документов либо непредъявление их на проверку.
Может кому поможет, когда пиво будет пить или сидеть у подъезда. Так что "ваши документы!" в ответ "дома лежат", "тогда пошли" - "а не обязан, а если подозреваете в чем то и задерживаете, то объясните, имею право на защиту, сейчас позвоню", а позвонить достаточно знакомым, чтоб видели как вас задерживают, что позволит определить начальное время задержания, а как известно все задержания у нас имеют ограничения по времени, и если передержут - то жалоба будет. И если дебил ППС или ГАИшник это не совсем понимает, то те кому он вас собирается доставить это понимают чуть лучше. Хотя ..., ну страна у нас такая.  Поэтому спокойно объяснив, можно на начальной стадии погасить массу конфликтов.
Записан

хетчбек 1.3с

"Есть только две беcконечности - вселенная и человеческая глупость. Впрочем я не уверен насчёт вселенной..."
Альберт Эйнштейн
Александр Слав Автор темы


Карма: +52/-0
Сообщений: 2781

Пол: Мужской
Возраст: 51
Из: Ukraine , Славянск Донецкой

Регистрация: 11.08.2009


Активность за 30 дней
0%
Offline Offline

« Ответ #3 : 15-10-2010, 11:56:39 »

Меры принуждения, применяемые органами внутренних дел, затрагивающие право на свободу действий и свободу передвижения

В ходе реализации своих функций органы внутренних дел могут применять к гражданам такие меры принуждения как привод, доставление, административное задержание, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, взятие под стражу (арест), ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог, остановка транспортных средств, отстранение водителей от управления транспортными средствами, лишение права управления транспортным средством. Данные меры существенно затрагивают гарантированные ст. ст. 21, 29, 39 Конституции Украины права граждан на свободу действий и передвижения лица, а также право на неприкосновенность. Поэтому применение указанных мер возможно в крайних случаях, когда исчерпаны все другие меры воздействия и только на основании и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

а) Привод.

Привод является одной из мер принуждения, которая заключается во временном ограничении свободы действий и передвижения лица. Привод – принудительное сопровождение лица, уклоняющегося от явки по вызову, в органы внутренних дел, суд, прокуратуру. Такая мера не связана с совершением лицом какого-либо правонарушения. Целью привода является обеспечение уголовного, гражданского и административного производства, когда явка лица признана обязательной. Привод применяется в случаях, если иные более мягкие меры воздействия были исчерпаны. Как и для любой меры принуждения, основания и порядок применения привода указаны в законе.

Органы внутренних дел могут принять решении о приводе в отношении лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову. (п. 3 ст. 11 Закона Украины “О милиции”). Необходимо отметить, что вызов, осуществляемый по делу об преступлении и в связи с находящимися у милиции в производстве материалами, является обязательным для граждан и должностных лиц. Также милиция осуществляет привод граждан и должностных лиц, уклоняющихся от явки в прокуратуру (ст. 8 Закона Украины “О прокуратуре”); свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, уклоняющихся от явки по вызову органа дознания, следствия, или суда в уголовном процессе (ст. ст. 70, 72, 73, 136, 137, 228, 290, 292 УПК Украины); свидетеля, ответчика по делам об алиментах, уклоняющихся от явки в суд в гражданском процессе (ст. ст. 44, 174 ГПК Украины). Решение о применении указанной меры принимается органом, который осуществлял вызов, а исполняется милицией.

При рассмотрении дел о таких административных правонарушениях как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших количествах (п. 1 ст. 44 КоАП Украины), мелкое хищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КоАП Украины), нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в области связи, предусмотренную лицензиями (ст. 145 КоАП Украины), мелкая спекуляция (ст. 157 КоАП Украины), торговля с рук в неустановленных местах (ст. 160 КоАП Украины), незаконная торговая деятельность (ст. 1602 КоАП Украины), мелкое хулиганство (ст. 173 КоАП Украины), распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде, совершенное два и более раза в течение года (п. п. 1, 2 ст. 178 КоАП Украины), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащего (ст. 185 КоАП Украины), нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 1851 КоАП Украины), проявление неуважения к суду (ст. 1853 КоАП Украины), публичные призывы к невыполнению требований работника милиции (ст. 1857 КоАП Украины), нарушение правил административного надзора (ст. 187 КоАП Украины) – присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае уклонения его от явки по вызову органа внутренних дел или судьи это лицо может быть подвергнуто приводу органом внутренних дел (ст. 268 КоАП Украины).

Работники органов внутренних дел обязаны ознакомить лицо с распоряжением должностного лица органов внутренних дел, постановлением следователя, прокурора, определением суда о необходимости применения привода, обеспечить возможность добровольного исполнения предъявленных требований. Во время обеспечения привода работниками милиции могут применяться меры физического воздействия, специальные средства, огнестрельное оружие на основании и в порядке установленных нормативными актами.

б) Доставление правонарушителя.

Доставление правонарушителя, совершившего административное правонарушение, с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составить на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным. В отличие от привода, доставлению может быть подвергнуто только лицо, деяния которого содержат признаки административного правонарушения. Доставление – принудительное сопровождение правонарушителя в милицию, пункт охраны общественного порядка с целью установления личности лица, составления протокола об административном правонарушении, а в отдельных случаях для обеспечения последующего административного задержания. Ст. 259 КоАП Украины перечисляет условия применения указанной меры:

невозможность составления протокола на месте. Доставление применяется, когда исчерпаны иные меры воздействия, позволяющие установить личность правонарушителя, составить протокол. Причиной невозможности составить протокол на месте могут быть различные – отсутствие у правонарушителя документов, удостоверяющих личность, и невозможно установить личность иными способами, правонарушитель находится в состоянии сильного опьянения, правонарушитель препятствует составлению протокола и другие объективные причины;

составление протокола является обязательным. Случаи, когда протокол может не составляться, указаны в ст. 258 КоАП Украины.
результатом доставления должно стать составление протокола об административном правонарушении.

Правонарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины по охране общественного порядка, а за отдельные правонарушения, перечисленные в п. п. 3, 4 ст. 259 КоАП Укрины, правонарушитель также может быть доставлен в помещение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов, или в служебное помещение военизированной охраны. Нахождение доставленного лица в помещении исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов и в штабе добровольной народной дружины не может превышать одного часа.

Доставление нарушителя должно быть произведено в возможно короткий срок. Законодательство не устанавливает точного времени, в течение которого должно быть осуществлено доставление. В каждом конкретном случае время зависит от протяженности маршрута доставления и применения средств передвижения.

Работник милиции, доставивший правонарушителя, подает письменный рапорт об обстоятельствах доставления гражданина. Факт доставления регистрируется в Книге учета лиц, доставленных в городской, районный, линейный орган милиции. В случаях необоснованного доставления гражданина, а также доставления лиц, которые не подлежат доставлению (депутатов, судей, дипломатических представителей) оперативный дежурный милиции обязан немедленно освободить их, о чем также делается отметка в Книге.

Если было доставлено лицо, которое не совершало административного проступка, либо у работников милиции была возможность установить личность правонарушителя и составить протокол на месте совершения проступка, а также, в случаях, когда в результате доставления протокол об административном проступке не был составлен, то есть основания считать доставление незаконным.

в) Административное задержание.

К доставленному лицу может быть применена такая мера принуждения как административное задержание – принудительное кратковременное ограничение воли действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, применяемое с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном проступке, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном проступке. Основание и порядок административного задержания указаны в Законе Украины “О милиции” и КоАП Украины. Административное задержание применяется только к лицам, совершившим административный проступок, однако, в отличие от доставления, административное задержание может применяться не за любой проступок, а лишь за деяния предусмотренные ст. 262 КоАП Украины. К таким деяниям относятся мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, распространение ложных слухов, совершение повторного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего, либо оскорбление их, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции, проявление неуважения к суду, нарушение правил о валютных операциях, правил обращения наркотических средств и психотропных веществ, незаконная продажа товаров или иных предметов, мелкая спекуляция, торговля с рук в неустановленных местах, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются основания полагать, что лицо занимается проституцией, нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

Административное задержание заключается в содержании лица в помещении милиции как с размещением его в комнате для задержанных, так и без такового. Если правонарушитель доставляется в специальную комнату для задержанных, то перед этим должен быть произведен его личный осмотр и осмотр вещей с целью изъятия запрещенных, или тех, которые могут быть вещественными доказательствами.

Административное задержание существенно ограничивает права граждан, в связи с чем необходимо строго соблюдать установленные правила. Законодательством установлены сроки административного задержания. Превышение сроков является нарушением права граждан на неприкосновенность и личную свободу. По общему правилу административное задержание не может превышать трех часов (п. 5 ст. 11 Закона Украины “О милиции”, ст. 263 КоАП Украины). В необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента задержания. Лица, нарушившие правила обращения наркотических средств и психотропных веществ, могут быть задержаны на срок до трех суток с обязательным уведомлением прокурора, также в случаях необходимости проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения наркотических средств и психотропных веществ, а в случае, если указанные лица не имеют документов удостоверяющих их личность, то с санкции прокурора они могут быть задержаны до десяти суток (ч. 3 ст. 263 КоАП Украины). Ч. 4 ст. 263 КоАП Украины предусматривает случаи, когда допускается задержание правонарушителя до рассмотрения дела судьей. Это совершение мелкого хулиганства, распространение ложных слухов, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции, нарушение порядка организации и проведения собраний митингов, уличных шествий и демонстраций, проявление неуважения к суду, торговля с рук в неустановленных местах. Военнослужащие, совершившие деяния, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения, могут быть задержаны до передачи их военным патрулям, представителям военной комендатуры, воинских частей или военных комиссаров (п. 5 ст. 11 Закона Украины “О милиции”).

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола в помещение милиции, штаба добровольной народной дружины по охране общественного порядка, исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов, или в служебное помещение военизированной охраны. Для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания исчисляется с момента его вытрезвления (п. 5 ст. 263 КоАП Украины).

Если правонарушитель задерживается до рассмотрения дела начальником райгорлиноргана внутренних дел или судьей, административное задержание оканчивается с момента вынесения постановления по делу об административном проступке. В связи с этим законодатель ограничил время рассмотрения дел по данной категории административных проступков: мелкое хулиганство (ст. 173 КоАП Украины), распространение ложных слухов (ст. 1731 КоАП Украины), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего (ст. 185 КоАП Украины), проявление неуважения к суду (ч. 1 ст. 1853 КоАП Украины), публичные призывы к невыполнению требований работника милиции (ст. 1857 КоАП Украины) рассматриваются в течение суток, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 1851 КоАП Украины), торговля с рук в неустановленных местах (ст. 160 КоАП Украины) – в трехдневный срок. Срок рассмотрения дел исчисляется с момента получения протокола об административном проступке и других материалов (ст. 277 КоАП Украины).

По истечении предусмотренного для административного задержания времени задержанное лицо должно быть отпущено.

Оперативный дежурный обязан зарегистрировать доставленных лиц в Книге учета лиц, доставленных в городской, районный, линейный орган милиции с указанием времени доставления лица. Об административном задержании обязательно составляется протокол, который, кроме функции источника доказательств по делу об административном проступке, обеспечивает законность и обоснованность применения такой меры. В протоколе об административном задержании указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; мотивы и время задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно (ст. 261 КоАП Украины).

Административное задержание может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору, в суд в общем порядке. Работники органов внутренних дел обязаны предоставить задержанному такую возможность.

г) Задержание в административном порядке.


Законом Украины “О милиции” предусмотрено несколько случаев, когда милиция может осуществлять задержание в административном порядке. В отличии от административного задержания, задержание в административном порядке по своему характеру является больше предупредительной мерой, чем мерой пресечения и применяется для предупреждения правонарушений, обеспечения безопасности граждан, в том числе и задерживаемых, обеспечения прав несовершеннолетних . Оно может применяемой к лицам не совершавшим административные проступки. Пункт 5 ст. 11 Закона Украины “О милиции” предусматривает возможность задержания несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, — на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители, но не более чем на 8 часов, лиц, находившихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они потеряли способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, — до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту жительства, а при отсутствии таковых — до их вытрезвления, лиц, уклоняющихся от исполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании, — на срок до 3 суток, лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения, но не более чем на 24 часа.

О задержании указанных лиц делается запись в Книгу учета лиц, доставленных в городской, районный, линейный орган милиции с указанием времени и основания задержания лица.

Кроме того, Законом Украины “О милиции” предусмотрена возможность задержания лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством на срок до 30 суток с санкции прокурора. На наш взгляд такая мера не соответствует положениям Конституции Украины. Во-первых, бродяжничество не признается законодательством общественно опасным или общественно вредным деянием, а значит, применение задержания не является социально оправданным. Во-вторых, применение указанной меры существенно ущемляет права граждан на неприкосновенность и свободу передвижения. В-третьих, в законодательстве не определено, что должно пониматься под бродяжничеством. Соответственно применение данной меры является нарушением Конституции Украины, и является основанием для ответственности лиц, применивших её.

д) Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации или трудового коллектива, залог, взятие под стражу, надзор командования военной части.

В п. 5 ст. 11 Закона Украины “О милиции” сказано, что работники милиции имеют право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях: лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от дознания, следствия или суда, осужденных уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано взятие под стражу, - на срок, установленный органом предварительного расследования, прокурором, судом, но не более 10 суток; военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки преступления, — до передачи их военным патрулям, представителям военной комендатуры, воинских частей или военных комиссаров. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений также могут быть применены такие меры уголовно-процессуального пресечения – подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации или трудового коллектива, залог, взятие под стражу, надзор командования военной части. Основания и порядок применения указанных мер, а также гарантии прав и свобод граждан регламентируются Главой 13 УПК Украины.

е) Ограничение или запрещение движения транспортных средств и граждан.

В соответствии со п. п. 20, 21 ст. 11 Закона Украины “О милиции”, работники милиции, служащие внутренних войск и пожарной охраны имеют право временно ограничивать и или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей. Такая мера чаще всего применяется для обеспечения порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий, на объектах повышенной опасности, в зоне работы милиции на месте совершения преступления или несчастного случая, и в других случаях. Законом предоставлено право ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог. Такая мера может применяться в случаях задержания преступника; аварии; чрезвычайных обстоятельствах угрожающих жизни и здоровью людей.

ж) Остановка транспортных средств.

В соответствии с п. 21. ст. 11 Закона Украины “О милиции”, работники милиции имеют право останавливать транспортное средство в случаях:
нарушения правил дорожного движения;
имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнения ими окружающей среды;
при наличии данных, что транспортное средство используется в противоправных целях.

Иные основания для остановки транспортного средства являются незаконными. Работник милиции останавливают транспортное средство понятным для водителя жестом, или звуковым сигналом, указывают место, где необходимо остановить транспортное средство. Подойдя к водителю транспортного средства, работник милиции представляется (по просьбе водителя также предъявляет служебное удостоверение) и обязан объяснить причину остановки. В случаях, предусмотренных законом, работник милиции может осмотреть транспортное средство, документы на право пользования и управления транспортным средством, путевые листы и соответствие перевозимых грузов товарно-транспортным документам.

В случае отказа водителя остановиться, работники могут применить специальные средства для остановки транспортного средства, а также применить оружие.

В отдельных случаях (п. 26 ст. 11 Закона Украины “О милиции”) работники милиции могут остановить и использовать транспортное средство граждан для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию. Гражданам в этих случаях государство обязано возместить причиненный ущерб. Использование попутного транспорта работниками милиции осуществляется бесплатно.

з) Отстранение водителей от управления транспортными средством.

Если при остановке транспортного средства, речного и маломерного судна у работника милиции возникает достаточное основание полагать, что водитель, судоводитель находится в состоянии опьянения, либо у этого лица не имеется документов на управление или пользования транспортными средствам, то такие лица отстраняются от управления этим средством до медицинского освидетельствования на состояние опьянения или наложения административного взыскания, а транспортные средства задерживаются. (п. 21 ст. 11 Закона Украины “О милиции”, ст. ст. 265, 266 КоАП Украины).

и) Освидетельствование на состояние опьянения.


Водители, судоводители, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения

и) Лишение права управления средством.

Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве административного взыскания за совершение административного проступка в случаях, предусмотренных КоАП Украины. Ст. 30 КоАП Украины устанавливает, что лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение права пользования транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью. Однако и эти лица могут быть лишены права управления транспортным средством в случае управления в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также в случае невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставление в нарушение требований установленных правил места совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от освидетельствования на наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения.

От имени органов внутренних дел такая мера может применяться начальниками или заместителями начальника отделения (отдела, управления, главного управления) Государственной автомобильной инспекции, а в случае отсутствия в органе внутренних дел отделения (отдела) ГАИ – начальником или заместителем начальника отдела внутренних дел за правонарушения предусмотренные:
ч. 4 ст. 122 КоАП Украины (повлекшие создание аварийной обстановки, то есть вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан, следующие нарушения – превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости; проезд под запрещающий свет светофора или жест регулировщика; нарушение правил обгона и встречного разъезда, проезда перекрестка, остановок транспортных средств общего пользования, начала движения, изменения направления движения, проезда специальных транспортных средств; несоблюдение требований дорожных знаков, разметки дорожной части дорог или безопасной дистанции; нарушение правил остановки и стоянки, размещение транспортных средств на проезжей части, движение по автомагистралям, приоритета транспортных средств общего пользования, пользования внешними осветительными приборами, предупредительными сигналами, буксировки механических транспортных средств, перевозки людей; движение по тротуарам либо пешеходным дорожкам; непредоставление водителями транспортных средств преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а равно иные нарушения правил проезда пешеходных переходов) – на срок от шести месяцев до одного года;
ст. 1221 КоАП Украины (участие водителей мотоциклов и иных транспортных средств в групповом (более двух) передвижении, остановке, создающих помехи дорожному движению или угрозу безопасности движения в городах и других населенных пунктах, либо повлекшие создание аварийной обстановки) – на срок от шести месяцев до одного года;
ст. 1222 КоАП Украины (нарушение водителями требований работников милиции об остановке транспортного средства, а также оставление ими в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, к которому они причастны) – на срок от одного до трех лет;
ч. 1 ст. 130 КоАП Украины (управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а равно уклонение лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения) – на срок от одного до двух лет;

ст. 132 КоАП Украины (уклонение судоводителей речных или маломерных судов от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения) – на срок от одного года до трех лет.
Записан

хетчбек 1.3с

"Есть только две беcконечности - вселенная и человеческая глупость. Впрочем я не уверен насчёт вселенной..."
Альберт Эйнштейн
Александр Слав Автор темы


Карма: +52/-0
Сообщений: 2781

Пол: Мужской
Возраст: 51
Из: Ukraine , Славянск Донецкой

Регистрация: 11.08.2009


Активность за 30 дней
0%
Offline Offline

« Ответ #4 : 15-10-2010, 14:13:02 »

Обжалование незаконных действий органов внутренних дел Украины

Соблюдение законности, является гарантией прав и свобод граждан. Должностные лица милиции могут быть субъектами должностных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом Украины.

Статья 165. Злоупотребление властью или служебным положением.

Статья 166. Превышение власти или служебных полномочий.

Статья 167. Халатность.

Статья 168. Получение взятки.

Статья 169. Посредничество во взяточничестве.

Статья 170. Дача взятки.

Статья 171. Провокация взятки.

Статья 172. Должностной подлог.

Должностные лица милиции могут быть субъектами преступлений против правосудия, предусмотренных уголовным кодексом Украины.

Статья 173. Заведомо незаконный арест, задержание или привод.

Статья 174. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Статья 175 Принуждение к даче показаний.

Статья 181. Разглашение данных предварительного следствия или дознания.

В свою очередь, граждане обязаны выполнять требования работников ОВД. За злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции при исполнении им служебных обязанностей наступает административная ответственность в соответствии со ст. 185 КоАП Украины. За сопротивление работнику органов внутренних дел, за угрозу и оскорбление работника при выполнении им поставленных на него задач, за посягательство на его жизнь предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. ст. 188, 1881, 189, 1891, 1892, 1901 УК Украины. Однако и здесь существуют определенные гарантии прав и свобод граждан. Нельзя привлечь к ответственности за невыполнение незаконных требований и распоряжений. Сопротивление работнику ОВД, если оно является реакцией на незаконные действия, рассматривается как необходимая оборона и лицо освобождается от ответственности в соответствии со ст. 15 УК Украины, при условии, если не были превышены пределы необходимой обороны.

Граждане вправе обжаловать все действия работников органов внутренних дел, которые посчитают незаконными. Такое право гарантировано Конституцией и законами Украины, регламентирующими деятельность органов внутренних дел, а также Законом Украины “Об обращении граждан”.

Так, право на обжалование незаконных действий работников милиции предоставлено в Законе Украины “О милиции”. В ст. 25 этого закона записано, что действия работников милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд, прокуратуру. При нарушении работниками милиции прав и законных интересов граждан милиция обязана принять меры для восстановления этих прав, возместить нанесенный материальный ущерб, по требованию граждан публично принести извинения.

Для выполнения Закона Украины “О милиции” разработана и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации личного приема граждан в органах внутренних дел, внутренних войсках, высших учебных заведениях, учреждениях, организациях и на предприятиях системы МВД Украины. Эта инструкция утверждена Приказом МВД Украины № 414 от 10 июля 1998 г.

Для обеспечения своих конституционных прав граждане имею право:
давать в письменной и устной формах предложения для улучшения деятельности ОВД;
критиковать недостатки в их работе;
обращаться с заявлениями в разные организации;
обжаловать действия должностных лиц, решительно выявлять факты бюрократизма, волокиты, беспринципности и злоупотреблений должностных лиц, намерений преследования за критику.

К решениям, действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, вследствие которых затронуты права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; допущено незаконное привлечение органами внутренних дел того или другого гражданина к ответственности.

Все обращения, которые поступили от граждан, работников органов внутренних дел, должны быть зарегистрированы в управлении делами (секретариате, канцелярии) в день их поступления. В обращении указываются фамилия, имя и отчество, местожительство гражданина и излагается суть затронутого вопроса. Письменное обращение может быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями в срок не позднее как через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой ст. 7 Закона Украины “Об обращении граждан”. На свободном от текста месте первой страницы обращения ставится оттиск штампа органа внутренних дел, на котором указываются дата поступления обращения и его регистрационный номер.

Относительно каждого обращения не позднее, чем в пятидневный срок, должно быть принятое одно из таких решений: принять к своему производству, передать на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел; отослать за принадлежностью другому ведомству, если вопросы, затронутые в обращении, не входят в компетенцию органов внутренних дел. О пересылке обращения к другому органу внутренних дел или другому ведомству обязательно извещается заявитель.

Если в обращении наряду с вопросами относительно компетенции органов внутренних дел поднимаются вопросы, которые подлежат разрешению в других центральных органах исполнительной власти, то не позднее чем в пятидневный срок тому ведомству присылается копия обращения или выписка из него, о чем извещается заявитель.

После окончания проверки и фактического выполнения принятого решения обращение вместе с материалами проверки возвращается в секретариат (канцелярию) органа внутренних дел с надписью "К делу" и подписью должностного лица, который принял решение. Должностные лица органов внутренних дел при рассмотрении обращений граждан обязанны внимательно вникать в их суть, в случае необходимости требовать у исполнителей материалы их проверки, направлять работников на места для проверки изложенных в обращении обстоятельств, принимать другие меры для объективного разрешения поставленных автором обращения вопросов, выяснения и устранения причин и условий, которые побудили авторов жаловаться. К проверке обращений могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел и представители общественности. По результатам проверки обращения составляется мотивированный вывод, который может включать в себя объективный анализ собранных материалов. Если во время проверки выявлены нарушения прав граждан, недостатки в деятельности органов внутренних дел, злоупотребления должностных лиц властью или служебным положением, то в выводах должно быть указано, какие конкретно мероприятия применены для устранения этих нарушений и наказания виновных.

Вывод подписывается лицом, которое проводило проверку, и утверждается руководителем органа, подразделения внутренних дел. Решения, которые принимаются по обращениям, должны быть обоснованными. Должностное лицо, признав заявление или жалобу такой, что подлежит удовлетворению, обязано обеспечить своевременное и правильное выполнения принятого решения. Обращения, в которых поднимаются важные вопросы деятельности органов внутренних дел, берутся на особый контроль и решаются в первую очередь. В этих случаях на письмах и карточках проставляется штамп "Особый контроль". Решения по результатам проверки обращений принимаются руководством того органа внутренних дел, к которому они поступили. Заявитель имеет право ознакомиться с материалами проверки, если они не получены вследствие проведения оперативно-розыскных мероприятий, из которых вытекает причастность заявителя ли его родственников к совершению преступления, или другой информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам государства, а также если это не противоречит Закону Украины “О государственной тайне”. Обращения военнослужащих, а также членов их семей рассматриваются в МВД в срок до 15 дней со дня их поступления, а в других органах внутренних дел - безотлагательно, но не позднее, чем через 7 дней. В случае необходимости сроки их рассмотрения могут быть продлены, но не более чем соответственно до 15 или до 7 дней, о чем извещается автор обращения. Обращения народных депутатов Украины, а также депутатов сельских, поселковых, городских советов рассматриваются в течение 10 дней, запросы - в течение 15дней, а нетребующие дополнительной проверки - безотлагательно. Рассмотрение обращений и запросов народных депутатов Украины берется под особый контроль. О результатах рассмотрения обращений руководитель органа внутренних дел сообщает народному депутату Украины. В указанный срок в органах внутренних дел рассматриваются предложения и замечания депутатов, внесенные ими на сессии сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного или областного совета, а также обращения граждан, присланные в адрес сессии. Руководитель органа внутренних дел, к которому поступили эти предложения, замечания, берет их рассмотрение на контроль. О принятом решении он сообщает депутату, автору обращения, а также соответственно Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины или исполнительному органу местного самоуправления. Обращение граждан, которые поступили из редакций газет, журналов, радио и телевидения, рассматриваются органами внутренних дел в порядке и сроки, предусмотренные ст. 20 Закона Украины “Об обращении граждан”.

Срок рассмотрения заявлений и сообщений считается от дня их поступления в орган внутренних дел до дня направления заявителю сообщения о результатах их рассмотрения. Обращение считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, применены необходимые меры и заявителям даны исчерпывающие ответы. Ответ по результатам рассмотрения обращений в обязательном порядке дается тем органом, который его получил и к компетенции которого входит разрешение затронутых в обращении вопросов, за подписью руководителей или лиц, которые выполняют их обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в обращении, доводится до сведения гражданину в письменной форме со ссылкой на закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. При этом указываются принятые меры или приводится причина отказа в удовлетворении жалобы. По просьбе граждан им разъясняется порядок обжалования принятого решения. Если давался устный ответ, то составляется соответствующая справка, которая прилагается к материалам проверки обращения. В карточке учета (журнале) фиксируется, что о результатах проверки заявителю сообщено в личной беседе. Обращение граждан, а также результаты рассмотрения, которые имеют общественное значение, могут быть обсуждены на собраниях трудовых коллективов и по месту проживания граждан. Органы внутренних дел рассматривают обращение граждан без взыскания за это платы.

Граждане также вправе обжаловать действия органов внутренних дел и их должностных лиц непосредственно в суд. Жалоба будет рассмотрена в соответствии с процедурами, установленными Гражданско-процессуальным кодексом Украины – Глава 31 “Жалобы на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий” или Глава 31-А “Жалобы граждан на решения, действия либо бездействия государственных органов, юридических или служебных лиц в сфере управленческой деятельности”.

Исключение составляют случаи, когда жалоба подается на действия органа внутренних дел либо его должностных лиц, совершаемые в ходе расследования преступления. Порядок рассмотрения и разрешения таких жалоб установлен Уголовно-процессуальным кодексом Украины и зависит от правового положения лица в деле (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший и т. д.) либо зависит от характера тех процессуальных действий или решений, которые хотят обжаловать.

Также, необходимо отметить роль прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел Украины. В соответствии со ст. 4 Закона Украины “О прокуратуре” основной задачей прокуратуры является защита гарантированных Конституцией Украины, другими законами Украины и международно-правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина. Данная задача достигается осуществлением общего надзора, надзора за соблюдением законов органами ведущими борьбу с преступностью, надзора за соблюдением законов в местах применения мер принудительного характера. В соответствии со ст. 27 Закона Украины “О милиции”, ст. 14 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, ст. 26 Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, ст. 22 Закона Украины “О предварительном заключении”, ст. 17 Закона Украины “Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних”, ст. 39 Закона Украины “О пожарной безопасности”, ст. 25 УПК Украины, ст. 250 КоАП Украины на прокуратуру возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законности органами внутренних дел в Украине, защита прав и свобод граждан. Надзор осуществляется путем проведения проверок, дачи указаний, контролем за ходом предварительного расследования и осуществлением оперативно-розыскной деятельности. В случае выявления нарушений прокурор обязан принять меры по устранению как самого нарушения, так и причин и условий, способствующих возникновению нарушений прав и свобод человека. Гражданин вправе самостоятельно обратиться в прокуратуру с жалобой на решения или действия органов внутренних дел, должностных лиц ОВД. В случаях, когда действия и решения, которые обжалуют, являются результатом административной деятельности ОВС, жалобы будут рассмотрены в порядке и в сроки предусмотренные Законом Украины “Об обращении граждан” и Приказом Генерального Прокурора Украины от 18.03.1997 г. № 5 “Об организации работы с обращениями граждан в органах прокуратуры”. Жалоба, как реакция на уголовно-процессуальные действия ОВД рассматривается прокурором в порядке предусмотренном УПК Украины.
Записан

хетчбек 1.3с

"Есть только две беcконечности - вселенная и человеческая глупость. Впрочем я не уверен насчёт вселенной..."
Альберт Эйнштейн
Страниц: [1]
Украинский Кадетт Клуб  |  Главная  |  Общение  |  Юридический раздел  |  Права граждан « предыдущая тема следующая тема »
    Перейти в: